понедельник, 29 сентября 2014 г.

Историческое время: античные и библейские истоки

С каждым витком оборота Земли мировая
История приближается к своему концу
Становление и развитие истории как науки представляет особую проблему, связанную со многими сложностями. В отечественной литературе под термином «историзм» понимают принцип познания вещей и явлений в их становлении и развитии, в органической связи с порождающими их условиями, составляющий неотъемлимую сторону диалектического метода.

Исследователи связывают рождение историзма с эпохой Возрождения, или Нового времени, причем отмечают, что каждой эпохе было присуще собственное понимание исторического процесса и представление о взаимосвязях событий и причин,их порождающих
Исторические представления каждой эпохи являются отдельной самостоятельной областью, требующей серьезного изучения. Без понимания этого огромного культурно-исторического пласта часто невозможно понять суть, внутренний смысл многих исторических событий, мотивы поведения людей в той или иной ситуации, способы объяснения происходящих событий, понятные людям каждой конкретной эпохи.
Очевидно, что каждая культурно-историческая эпоха в соответствии с собственным опытом способна извлечь из небытия только определенный ряд, набор исторических фактов, которых до нее в письменной истории не было.
Иными словами, чтобы определенный класс событий получил доступ в историю, т.е. оказался в поле зрения историка, нужно их «разглядеть», заметить, осознать и дать им оценку, определить меру важности этих событий для понимания хода исторического процесса в целом.
Эти представления очень важны для воссоздания картины мира человека далекой эпохи, логики, императивов и стереотипов его мышления и поведения, а значит, для воссоздания самого человека. В современной науке данный аспект проблемы привлекает внимание ученых лишь с недавнего времени и на сегодняшний день изучен явно недостаточно.
Сравнительно недавно отечественные историки заговорили о важности восстановления системы мыслей и представлений людей той или иной эпохи, исследования «констант, заложенных в сознании культурой, языком, религией, воспитанием, социальным общением», которые определяют восприятие пространства и времени и связанное с ним осознание истории, соотношения мира земного с миром потусторонним с вытекающим отсюда пониманием жизни и смерти, - т.е. той основополагающей картины мира, которая определяет поведения людей изучаемой эпохи и тем самым налагает неизгладимый отпечаток на их социальный строй и культуру.
Особый интерес вызывают представления людей, живших на рубеже перехода от так называемой сегодня «античной» эпохи к эпохе христианской, т.е. к «средневековью», или от периода «до нашей эры» к времени «нашей эры».
Как признается сегодня всеми, это была «эпоха сдвига и слома», глобальная перестройка ментальной структуры человека.
Вопрос о том, каким образом на основании античного наследия и во многом противоположной ему библейской традиции возникает совершенно новая система ценностных представлений, оказывается совершенно неизученным
В научных исследованиях обычно констатируется, что на рубеже античной и средневековой эпох на основании античного и библейского «ветхозаветного» наследия формируется совершенно новый взгляд на мир, новая «картина мира». При этом античная историческая мысль и культура в целом, как правило, противопоставляются библейской традиции, т.е вся античная культура представляется носящей антагонистический характер по отношению к ветхозаветным воззрениям, причем считается, что на базе античности и ветхозаветных представлений якобы сформировалось «новое время» христианской эпохи Средневековья.
При этом совершенно непонятным остается вопрос, как на основании двух совершенно разных, во многом противоположных друг другу систем формируется третья система мировосприятия, непохожая ни на ту, ни на другую.



Комментариев нет:

Отправить комментарий